Рынок сладкой газировки: итоги QIII 2023

04.12.2023
#новости отрасли

Согласно Единой панели данных Ромир, рынок сладкой газировки в текущем году практически восстановился после ухода мировых брендов с российского рынка в 2022 году. Более того прошлогодние изменения на рынке дали толчок для развития локальных брендов и вкусов.

Если сравнивать результаты 3 квартала текущего года с аналогичным периодом двухлетней давности, то наблюдается рост аудитории на 3% – с 65,2% до 68,2%. Относительно 3 квартала прошлого года пенетрация увеличилась на 1,7%. Даже рост за год можно считать значимым, хотя 2022 год оказался кризисным для категории.

Вместе с аудиторией возросла частота покупок категории, что в совокупности может говорить о восстановлении рынка. Так, в 3 квартале 2023 года потребители стали покупать сладкие газированные напитки чаще, чем в 2022 году, но все еще не так часто, как в 2021 году. За год частота покупки выросла почти на 20%, компенсировав кризисный спад, но пока еще на 5,6% отставая от показателей двухлетней давности.

Средний чек на покупку сладкой газировки в 3 квартале текущего года составил 92 рубля, что на 4% меньше, чем годом ранее, но на 18% больше, чем в 2021 году.

Отдельно стоит остановиться на каналах продажи напитков. E-com, хотя и является небольшим каналом для категории, но за два года он показал значимую положительную динамику развития. Так, по сравнению с 3 кварталом 2021 года в 3 квартале 2023 года количество покупателей сладкой газированной воды увеличилось с 3,9% до 10,2%. Выросли и другие показатели: частота покупки увеличилась на 22,0%; средний чек вырос на 22,6%.

Скорее положительно развиваются продажи сладких газированных напитков в таких каналах, как хард дискаунтеры и алкосторы. По сравнению с 3 кварталом прошлого года в аналогичном периоде года текущего в алкосторах ощутимо выросла частота покупки газировки (+61,3%). В этом канале за два года средний чек в категории прибавил 32,2%.

Гипермаркеты, напротив, в целом показывают негативную динамику по категории. Хотя частота покупки в текущем году по сравнению с 2021-м почти восстановилась, аудитория покупающих сладкие газированные напитки в канале снизилась с 27,0% в 3 квартала 2021 года до 19,4% в 2023 году. Аналогично уменьшился купленный объем на одного покупателя – с 7,5 л за квартал до 6,4 л за квартал.

«Категория сладкой газировки является одним из самых динамичных и конкурентных сегментов рынка напитков. В последнее время мы наблюдаем значительные изменения в предпочтениях потребителей и расширение ассортимента за счет появления новых локальных брендов. Это создает уникальные вызовы для производителей, которые стремятся удержать свою долю рынка и привлечь новых покупателей.

Согласно последним исследованиям, более трети покупателей готовы заменить отсутствующий на полке бренд другой маркой с аналогичным вкусом. Это подчеркивает важность разнообразия вкусов в портфеле каждого бренда и необходимость для производителей быть гибкими и реагировать на изменения в потребительских предпочтениях.

Наша Потребительская Панель предоставляет уникальные данные, которые позволяют анализировать покупательское поведение в этой категории. Учитывая спонтанный характер покупок в этом сегменте, только постоянный мониторинг в том числе внедомашнего потребления может дать полное представление о текущих трендах и предпочтениях потребителей», –  комментирует ситуацию на рынке директор по работе с клиентами Ромир Маргарита Абрамкина.

Согласно Единой панели данных Ромир, в 3 квартале 2023 года аудитория локальных брендов газировки по сравнению с аналогичным периодом 2021 увеличилась сразу на 11,1% – с 47,5% до 58,6%. К третьему кварталу текущего года пенетрация немного сократилась относительно прошлого года (-2,9%), однако в целом рост все равно продолжается.

С 3 квартала 2022 года по 3 квартал 2023 год существенно возросла частота покупки локальных брендов газировки. В среднем этот рост этого показателя составил 43,2%. В отдельных каналах ситуация выглядит следующим образом: в традиционной торговле рост частоты покупки составил 57,2%, E-com – 54,4%, алкосторах – 48,8%, дискаунтерах – 34,2%, гипермаркетах – 35,7% и супермаркетах – 49,5%. В хард дискаунтреах частота покупки выросла за год не существенно, однако ощутимо прибавил средний чек +16%.

Если говорить о различных вкусах напитков, то и здесь традиционные российские вкусы (Дюшес, Тархун, Байкал и пр.) получили новый толчок укрепления популярности.

По сравнению с 3 кварталом 2021 года традиционные вкусы прибавили в частоте покупки 48,9%, а относительно аналогичного периода прошлого года рост показателя составил 31,8%. Однако было зафиксировано снижение аудитории поклонников традиционных вкусов. В 2022 году пенетрация выросла сразу на 7,7% – с 44,9% до 52,6%, а годом позднее потери составили -9,1%.

Не теряет популярности и вкус Лимон/Лайм. Он растет в частоте покупки на 17,5% по сравнению с 2021 годом и на 61,7% по сравнению с 2022. И при этом Лимон/Лайм не теряет в аудитории – динамика стабильно положительная при среднем показателе в районе 21-22%.

Вкус Кола сохраняет верную аудиторию (52,6%) и даже увеличил ее относительно докризисного 2021 года (+1,3%). Однако частота покупки этого вида напитков на четверть сократилась по сравнению с 2021 годом.

Газировки без сахара не пользуются популярностью у аудитории. Доля покупателей уменьшилась с 3 квартала 2021 года по 3 квартал 2023 на 3,4% – с 26,5% до 17,5% соответственно. Частота покупок не выросла, и более того, значимо упала в традиционной торговле. Однако только этот вид газированных напитков показывает существенный рост величины среднего чека – на 40% за два года. 

Источники: 

romir.ru 

romir.ru   


Другие новости: