«Суд Париса» М. Врубеля отреставрирован в ГТГ

21.10.2022
#новости компании

В Третьяковской галерее при поддержке Группы компаний «СНС» проведена масштабная реставрация крупных живописных панно Михаила Врубеля— триптиха «Суд Париса».


2022 г_Триптих «Суд Париса»_М. Врубель.jpg

С 2011 года Группа компаний «СНС» осуществляет поддержку реставрационных работ знаковых произведений из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

В марте – сентябре 2021 года при поддержке Группы компаний «СНС» в рамках подготовки к юбилейной монографической выставке «Михаил Врубель» была проведена масштабная реставрация крупных живописных панно — триптиха «Суд Париса».

В 1893 году Михаил Александрович Врубель получил заказ написать три панно и плафон для украшения лестницы в особняке К.Г. Дункера и Е.Д. Дункер на Поварской улице в Москве. Заказчики предоставили художнику свободу в выборе темы, обозначив лишь желание видеть «что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс». Темой триптиха художник избрал популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса» о своеобразном соревновании трех богинь — Геры, Афины и Афродиты (Врубель использовал римские имена: Юнона, Минерва и Венера), вступивших в спор о том, кто из них «прекраснейшая». Сделать выбор между ними было суждено Парису, сыну царя Трои.

Реставрационные работы проводились силами специалистов Третьяковской галереи под руководством реставратора высшей категории А.И. Голубейко, заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века.
К началу проведения реставрационных работ живопись триптиха значительно пожухла и потемнела из-за поверхностных загрязнений и наслоений старой лаковой пленки, утратив первоначальный колорит, восхищавший современников художника. Работа с живописной поверхностью панно представляла для специалистов особую сложность из-за своеобразия художественного метода Врубеля. Важным пластическим приемом мастера было включение непрописанного холста в композицию произведения. В связи с этим перед реставраторами стояла сложная задача: удалить загрязнения не только с поверхности красочного слоя, но и с непрописанного холста, воссоздавая общий колорит произведения. Использовать традиционные методы очистки красочного слоя от загрязнений в данном случае было невозможно, поскольку жидкие растворители изменяли тон фрагментов открытого холста, делая их темнее. Современные методики с применением гелей также не давали положительного результата. После выполнения разнообразных проб был выбран механический метод сухой очистки как холста, так и красочного слоя при помощи абразивных губок из вулканического латекса с нейтральным показателем кислотности. Применение этой реставрационной методики дало нужный результат: загрязнения удалялись мягко, не повреждая структуру материи, сохраняя ее естественный цвет и тон. Таким образом, задача восстановления колорита авторской живописи была успешно решена.

Для экспонирования триптиха использовали планшетные подрамники, давно вошедшие в музейную практику Третьяковской галереи и показавшие себя прекрасной основой для крупноформатных произведений.

После проведения комплекса реставрационных работ уникальные панно экспонировались на выставке, приуроченной к 165-летию со дня рождения Михаила Врубеля и проходившей в 2021–2022 годах в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. В настоящее время триптих «Суд Париса» вновь доступен для зрителей и занимает свое традиционное место в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке в зале Михаила Врубеля № 34.

Источник:
tretyakovgallery.ru